ГЛАВНАЯ

История парусника

Модели парусников

СТАТЬИ

ДОКУМЕНТЫ

КОНТАКТЫ

объявления

       Чайные гонки

Экономическое соперничество, ожесточенная борьба за рынки сбыта и прибыль, чайные гонки – во многом благодаря этому и произошли важные технические и транспортные изменения.

Британская Ост-индская компания, основанная в 1600 г. для торговли пряностями, в последствие  свою основную прибыль получала от торговли чаем. В сфере торговли чаем, компания была монополистом, и её медлительные корабли могли не торопиться. Изменения произошли после того, как в 1834 г. была отменена монополия. Появилось много конкурентов в торговле чаем. Цены за свежесобранный чай стали высокими, поэтому корабли спешили доставить его из Гуанчжоу, Гонконга в Лондон или Нью-Йорк. Но тяжеловесные и медлительные корабли не могли развить большую скорость. Только североамериканские клиперы были достаточно быстрыми, но переправлять на таком клипере можно было небольшое количество чая, из-за малых размеров судна. В 1845 г. в Нью-Йорке был спущен увеличенный клипер Радуга. Он мог взять на борт 750 тонн, и уже за первый рейс в Китай и обратно окупились затраты на его постройку. Скорость обычных парусников была не более 6 узлов, а чайные клиперы ходили со скоростью 16, 18 и даже 20 узлов.

Самая знаменитая гонка - Великая чайная гонка в 1866 г. В ней принимали участие 16 судов, на которые погрузили чай в Китае. У  парусников Serica , Taeping,  Fiery Cross, Taitsing, Ariel были все шансы на победу. 24 мая началась погрузка. Спустя пять дней Ariel, имея на борту более 1-го миллиона фунтов чая, был готов отправиться в путь. Буксир должен был провести парусник по извилистой реке Мин в открытое море. Но буксир оказался слишком медлительным, к тому же опрокинулся лоцманский катер и уже в устье реки Fiery Cross, Taeping и Serica догнали Ariel. С небольшим отставанием следовал Taitsing. Все расстояние составляло 13 200 морских миль. 5 клиперов достигли Зондского пролива, пересекли Индийский океан на всех парусах, миновали остров Маврикий и направлялись к мысу Доброй Надежды. 4 августа Ariel, Fiery Cross и Taeping пересекли экватор, два других корабля отстали. Далее путь пролегал вдоль побережья Африки, мимо Азорских островов, через Бискайский залив к проливу Ла-Манш. Ночью 5-го сентября капитан корабля Ariel увидел маяки южного побережья Англии. Он приказал поднять все паруса и провел свой корабль через Ла-Манш. Вечером он увидел одного из своих соперников на траверзе, это был Taeping. 5 сентября Ariel и Taeping устроили в Ла-Манше гонку. Ariel был на милю впереди Taeping. При скорости 14 узлов преимущество во времени составляло только 8 мин; оба парусника преодолели уже 13 200 морских миль за 99 дней. Но главное было впереди. В 9 часов вечера Ariel достиг дока, но из-за низкого уровня воды не мог причалить. В это время Taeping последовал к другому доку, где смог причалить, поскольку у него была меньше осадка. 7 сентября Taeping объявили победителем. Премия и бонус были поделены между Taeping и Ariel, с чем не все были согласны. Газеты еще несколько недель писали о том, что именно Ariel следовало объявить единственным победителем. Корабль Serica ошвартовался 6 сентября, Fairy Cross и Taitsing прибыли двумя днями позже.

Эпоха клиперов закончилась с открытием в 1869 г. Суэцкого канала, который был приспособлен не для парусников, а для пароходов, но они еще долгие годы не могли достичь скорости клиперов.