ГЛАВНАЯ

История парусника

Модели парусников

СТАТЬИ

ДОКУМЕНТЫ

КОНТАКТЫ

объявления

       История постройки Катти Сарк

"Катти Сарк" - трехмачтовый чайный клипер, построенный в шотландском городке Думбартоне (на реке Клайд, близ Глазго) в 1869 году по заказу известного лондонского судовладельца Джона Уиллиса. Отец его тоже был судовладельцем, и потому Джон получил надлежащее воспитание: чтобы он овладел профессией моряка, его без лишних разговоров еще мальчиком отправили в море. Теперь у Джона Уиллиса было немало клиперов, среди которых выделялись прекрасными мореходными качествами "Ламмермюр" и "Твид".

Отдавая заказ верфи «Скотт и Линтон», старый Уиллис не только надеялся, но и был уверен, что получит в результате самую лучшую модель клипера. Такая уверенность была связана с тем, что как раз в этот период произошел бум, поднятый по обе стороны Атлантики: почти одновременно оказалось спущено на воду около дюжины прекрасных клиперов. Такого не было уже давно! Знаменитая компания «Локс лайн» только что заказала сразу четыре клипера  Абердинская «Уайт Стар лайн» построила первый клипер с железным корпусом «Патриарх». Их знаменитый клипер «Фермопилы»  недавно совершил свой первый рейс в Мельбурн за 60 дней. Это был рекорд: за 60 дней почти 15 000 миль!

Уиллис по прозвищу «Старая белая шляпа»  (так прозвали Джона Уиллиса за необъяснимое пристрастие к белому, безукоризненной чистоты цилиндра) мечтал о том, что его будущий клипер добьется лучшего результата. В прошлом капитан, он преследовал вполне конкретную цель - победить в "чайных" гонках, поэтому в конструкции судна все подчинялось достижению максимальной скорости. И Уиллис принялся диктовать молодому и талантливому конструктору Геркулесу Линтону свои условия. Он потребовал взять за образец обводов нового клипера корпус его старого "Твида". "Твид" был довольно необычным судном. Он был построен как паровой фрегат "Пенджаб" для Ост-Индской компании. Уиллис ухитрился купить пароход по дешевке, продал его машину за 10 000 фунтов, а корпус несколько удлинил и превратил в парусное судно - клипер.

С этим заказом Линтону пришлось нелегко. «Твид» был  мощным судном с массивной кормой. Но это было удивительное судно: несмотря на массивность, «Твид» шел довольно легко. Логичных объяснений этому не было. Можно лишь предположить, что это была счастливая случайность. И как всё это воплотить в жизнь и трудился молодой конструктор. Невероятный оптимизм заказчика вселил уверенность и в самого Линтона. Теперь он твердо намеревался построить первоклассное судно.

В результате одна черта «Твида» нашла конкретное выражение в корпусе «Катти Сарк». Это как раз та самая корма - мощная корма, мало похожая на обычную карму клипера. Корпус клипера сделали композитным - с железными шпангоутами и деревянной обшивкой, причем в подводной части применялся вяз, а в надводной - индийский тик. Длина судна равнялась 64,8 м, ширина - 11 м, осадка - 6,4 м, чистая вместимость - 921 peг. т. Высота грот-мачты от палубы до клотика - 44,5 м. Общая площадь парусов - 2980 м2.Надо сказать, клиперы строились уже почти четверть века, пренебрегать накопленным опытом было рискованно. С другой стороны, Линтон хорошо знал, что даже для самых мореходных клиперов наибольшую опасность представляла попутная штормовая волна. Не было ничего страшнее, чем уходить от шторма. Штурвал, компас, вахтенный помощник и матрос-рулевой - все, что находилось на корме могло  быть смытым за борт. Рулевые вынуждены были привязываться к штурвалу. А ведь мощная корма служила бы хоть какой-то защитой от попутной волны...

Компания сделала все, чтобы клипер стал шедевром. Оговоренная контрактом цена постройки «Катти Сарк» была равна 21 фунту за тонну, однако для создания шедевра такой суммы явно не хватало. В дело шел только лучший материал: отличное железо, выдержанное дерево - отборный ильм, тик, красная сосна. Покупка дорогостоящего материалы  и остальные расходы привели к тому, что фирма «Скотт и Линтон» вышла из дела. Компания обанкротилась, не успев вооружить превосходно собранный и спущенный на воду 22 ноября 1869 г. корпус.

Судно, достроенное уже другой фирмой не было похоже ни на одну модель клипера и стало предметом восхищения судовладельцев.